Вернуться на главную страницу

Краткая история ялоходства.

    Однажды в Петротрозаводске, в магазине "exLibris" я взял полистать жутко дорогое издание "Калевалы" с картинками, там я увидел изображение этакой бадьи о шести веслах, с мачтой и прямым парусом. В оной бадье сидели семь бородатых мужиков, гребли (седьмой сидел на руле) и при этом шли под парусом - вот, подумал я, ялоходцы настоящие. Видимо, начало ялоходства следует отнести к тем временам. Далее ялоходство развивалось с переменным успехом на протяжении веков, вспыхивая и угасая вместе с цивилизациями. Ялы меняли свои очертания, обростали веслами, мачтами, парусами и висельниками. Некоторые особо агрессивные ялоходцы оснащали свои ялы пушками и ужасными рогатками. С недавних пор ялы стали выполнять в металлическом корпусе, с кучей двигателей и протяжными сиренами. Научились ялы также ходить под водой (первый подводный ял, еще до древних карелов построил Александр Македонский, но ялоходцем настоящим он не был). В середине ХХ века эволюция ялостроения породила Иуду, предателя идей ялоходства - судно на подводных крыльях.

    Новейшая история ялоходства начинается в 1994 году, в странном городе Петрозаводске, куда приехали 7-9 человек для свершения подвига. Подвиг организовывали Митя и его братья Миша и Володя, всем им по этому поводу уже неоднокротно выносилась благодарность, а если не выносилась, то лишь по недосмотру. Удачно свершив подвиг, новейшие ялоходцы (не путать с новыми) стали его повторять с завидной периодичностью с периодом в один год (по расписанию, почти как барон Мюнхаузен, который, кстати, тоже был ялоходцем настоящим). В период 1994-1996 года, ялоходцы нагло, с особым цинизмом браздили воды Онежского озера, пугая рыбаков, музейных работников и монахов. В 1997 году ялов стало два - раньше ходили на одном яле. А в 1998 году к ялоходческому снаряжению прибавилась тележка, впоследствии в сердцах уничтоженная. Самая северная точка захода - недалеко от Медвежьегорска, самая южная - Муромский монастырь. За эти пять лет (а ведь круглая дата!) в составе яловских команд упело побывать 35 человек, вот они все:
Алена;
Андрей(ка);
Антон;
дон Борис;
Вадим;
Ванька;
Варвара;
Витюня;
Володя, брат Миши и Мити;
Галя;
Гунька;
Даша;
Доктор;
Игорь;
Иришка;
Лена;
Леша;
Любовь Григорьевна;
Макс;
Марина;
Маша;
Митя;
Миша, брат Володи и Мити;
Миша, брат Вадима;
Надик, она же Зайчик;
Наташа, она же Мышь;
Наташа;
Нина;
Самурай;
Саша маленький;
Саша;
Света;
Степа;
Хоббит, но не толконутый;
Ярослав.
    Конечно, тут не представлена вся полнота родственно-любовно-дружественных связей.

    В настоящий момент ялоходцы пережидают холодное время года в своих зимовьях, копят силы для вылазки в следущем году.

Ялоходческие атрибуты.

Злой таракан.

    Шестивесельный ял очень смахивает на насекомое, поэтому не удивительно, что у древних ялоходцев большим успехом пользовался анекдот про боцмана и капитана:
- Боцман, что вы видите по левому борту?
- Шестивесельный ял, сэр...
...ну, и так далее. Было принято решение назвать ял плавания 1994 года именем насекомого, но благодаря достижениям личной гигиены конца ХХ века, насекомое, упоминающееся в анекдоте не подходило для названия. Вовремя подвернулась песня Б.Гребенщикова "Несчатный матрос, твой корабль потоп..." (его авторство музыки к этой песне сомнительно), в которой, среди прочих, есть строчки:
"Со злым тараканом один на один
ты бъешься бесстрашен и прост..."
Ял так и назвали: "Злой таракан", а песню утвердили в качестве гимна.
    В последущие годы один из ялов обязательно назывался "Злым тараканом", а таракан как насекомое подвергался успешной тотемизации. Таракан изображался на флагах, вымпелах и в отхожих местах. Было внесено предложение не вымаривать дома всех тараканов, а создавать для них резервации, обводя часть жилполощади китайским карандашом. Вобще, таракан стал восприниматься многими участниками экспедиций с некоторой теплотой, или даже с нежностью.

Вредная черепашка.

    Несмотря на то, что черапахи, имеют четыре лапы, этимология названия "Вредная черепашка" происходит от одноименного клопа. Редко просыхающие Хоббит и Доктор во времена обучения на младших курсах своего, ныне ими оконченного вуза, любили себя называть черепашками (и без того они были очень вредными). Появившийся в 1997 году второй ял так и был назван - гадко и незатейливо. Естественно, черепашка была включена в список тотемов, обязательных для чествования всеми ялоходческими общинами.

Вальковое весло.

    Как молот кузнецу, лопата почвоведу и дубинка менту, любому ялоходцу необходимо вальковое весло. Это орудие труда так крепко связано с ялоходческой культурой, что издревле многие умельцы изготавливали декоративные весла из ценных пород древесины и драгметаллов с инкрустацией и с самоцветами. Женщины украшали себя веслами: вставляли их в уши, в нос, нанизывали на линек, одевавшийся на шею, а то и просто носили в руке. За многие века женские украшения так видоизменились, что теперь и не догадаешься, что обычная серьга ведет свое происхождение от валькового весла. В некоторых странах, помнящих свою историю, до сих пор можно встретить скульптурные композиции девушек с веслами.

Нагель.

    В божественном пантеоне почти всех дохристианских религий обязательно присутствовали боги любви и плодородия, о чем свидетельствуют многочисленные фаллические символы, разбросанные по всей земле. В культуре ялоходства таким символом, несомненно, является нагель, названный так в честь бога любви Леля. Выполнение функций фаллического символа нагелем на борту яла доказывает хотя бы фал, наматываемый на нагель, торчащий из баковой банки. Сомневающиеся в фаллической сущности нагеля могут это очень просто проверить, с размаху усевшись на баковую банку, для осуществления греблинга.

Изумрудные говнодавы.

    Данный атрибут целиком и полностью связан с образом Мити - летописца, картографа и долбо... преизрядного. Тощий, сутулый Митя в огромных зеленых болотниках очень похож на гротескного динозавра, не удивительно, что своим видом он наводил ужас на прибрежные села. Кстати, сам Митя называл свои говнодавы изумрудными ботфортами. В последствии изумрудными говнодавами пользовался гордый лоцман Ярослав, облачавшийся к тому же в красный берет и оранжевый памперс.

Памперс.

    Надувной спасжилет, мягкий и согревает тело. С обычным памперсом его объединяет ремень, пропускающийся между ног и основная функциональная нагрузка - не дать утонуть.

Ванты.

    Очень полезное в море и в быту устройство. Кроме того, что ванты растягивают мачту, они являются незамениным подспорьем для ялоходца оправляющего нужду за борт. Некоторые, привыкшие к такому сервису ялоходцы, натягивают ванты в домашних туалетах и крайне возмущаются не найдя подобного устройства в туалетах общественных. Остается надеяться, что ванты станут необходимой принадлежностью туалета будущего, а также, что их станут натягивать в подворотнях, закоулках и вблизи фонарных столбов.

Ключи от бани.

    Предмет вожделения любого монаха, инока, послушника, трудника и т.п. Муромского монастыря. Распоряжаются ключами от бани два самых главных представителя монашеской братии - настоятель и трапезник, ключами они очень дорожат, а вот почему у них такой западок - внятного объяснения я не слышал. Трапезник Cергий говорил, что баня запирается для того, чтобы банник не убег, - вот еще новость! Плохо что ли ему в бане? Настоятель Павел ничего не говорил по этому поводу, но заявился в наш лагерь за полночь с вопросом: "Братья и сестры, где ключи от бани?" Дело в том, что в связи с неслабой порубкой монашеских дров, нами произведенной, мы удостоились высокой чести быть допущенными в баню. Послушник Родя нам сказал, что баня запирается, для того, чтобы в ней не спали послушники, отлынивая от работы. Так, ведь, есть много других мест, где послушники могут поспать.
    Лично на меня монахи произвели впечатление людей темных, суеверных и крайне противоречивых. Наше появление в монастыре вызвало у них приступ внутреннего противоречия: с одной сторны, им приятно пообщаться с новыми людьми, припахать нас - сидят они в монастыре (монахи), электричества, радио нет, друг другу уже надоели. С другой стороны, девушки, расхаживающие по монастырю, некрещенный самурай монголоидного вида, по пояс обнаженный, возбуждали в них религиозный гнев. Так, что, они нас просили остаться подольше и намекали, что пора бы уматывать.

Плавучий ассенизатор.

    При входе в порт Петрозаводска Вас встречает судно, обрамленное переплетением труб. Судно выкрашено в национальный зеленый цвет - кто не знает, флаг автономной республики Карелия состоит из трех горизонтальных полос: зеленой синей и красной. Плавучий ассенизатор, именуемый в простонародье говновозом, вошел в ялоходческие легенды как символ города Петрозаводска. Окрик "Эй, на говновозе!" подчеркивает всю глубину уважения к окрикиваемому судну. Дотошный историк без труда может заметить явную связь плавучего ассенизатора с легендарными изумрудными говнодавами.

Хурма и сосало.

    Рожденный ползать летать не может. Ял, преднозначенный для плавания (или, для хождения по воде, если Вам угодно) вообще говоря, не желает ползать по суше. Дессидент Гунька, прекрасно это знавший, тем не менее организовал так называемый волок во время плавания 1998 года. Что характерно, сам он остался в Москве и в этом шоу не участвовал. Для осуществления волока была построена трехколесная телега на камерах низкого давления (техничаская подробность: ял весит где-то пол тонны). Основная нагрузка по обеспечению волока легла на плечи Антона (техническая подробность: Антон и 80-ти килограмм не весит). Конечно, во время волока трахался весь мужской состав. Наиболее неприятным моментом было подпихивание тележки под ял, и вот тут-то на сцену выступают хурма и сосало. Внутренние озера Карелии изобилуют рыбой, грибами, комарами и илистыми берегами. Для подпихивания телеги все ялоходцы залезали по пояс в ил (сосало) и при этом в их обувь набивались неперегнившие остатки флоры и фауны (хурма). Верхняя часть сидящего в сосале ялоходца покрывалась комарами и матом. В общем, два яла были протащены порядка нескольких километров, с неоднократным погружением в хурму и сосало и с принятием решения больше так не делать.
    А Гунька, тем временем, агитирует народ осуществлять волок в следующем году.

История создания сайта и благодарности.

    Этот сайт создан мной, Родиминым Вадимом. Первая версия очень кривого дизайна колупалась на сервере Chat.ru уже в начале июля 1998 года. Сайт, конечно, не бог весть что, но на уровне домашней страницы - вполне. Со временем, я, возможно, буду его доводить до ума. Дизайнер из меня плохой, это я и сам знаю, дизайном я никогда не занимался и, скорее всего, заниматься не буду. А теперь благодарности.
    Спасибо Ярославу за предоставленную мне книгу с описанием HTML тагов.
    Спасибо Доктору за услуги по сканированию фотографий.
    Спасибо Иришке и Антону за дельные советы и проявленное участие.
    Спасибо Варваре много за что, и в частности, за вкусные обеды и ужины.
    Спасибо всем остальным за все остальное.
    Если кто-то считает, что его нужно отдельно поблагодарить, пусть скажет мне - я немедлено внесу его в этот список.